История такси Риги


1214690883_taxi8_extra_37552

Первые автомобили были завезены в Ригу в 1896 году из Парижа. Поэтому они к 1907 году были очень редки. В 1910 году во всем Видземе насчитывалось лишь 88 автомобилей. Однако они уже завоевывали популярность: в 1907 году на ипподроме прошли первые гонки, а с 1908 г. машины Г. Талберга начали перевозить зимой по льду через Даугаву, в 1909 году этим занялись Дж. Бекманн и его 12-местное авто.

Первые такси фирмы И. Фейтельберга стояли около гостиницы «Римъ» и, позднее, напротив — возле Немецкого театра (ныне Латвийская Национальная Опера). Там же оставалась главная стоянка такси очень долгое время. Как ни странно, рижские такси ничем не отличались от остальных автомобилей.

Тарифы до Первой Мировой войны:

1-2 пасс. днём
Первая верста — 30 коп.
1/3 каждой последующей версты — 10 коп.
3-5 пасс. днем или 1-2 пасс. ночью
Первая верста — 38 коп.
1/4 каждой последующая верста — 10 коп.
3-5 пасс. ночью
Первая верста — 60 коп.
1/6 каждой последующей версты — 10 коп.

Ожидание

1 минута — 10 коп.
Аренда автомобиля
1 час — 7-8 руб.
* — ночь длится с 24:00 до 6:00

С 1907 года все такси в обязательном порядке были оснащены счетчиками. При оплате пассажир мог попросить счет, который проверяла финансовая комиссия. 1/4 дохода причиталась водителю, остальное полуучала фирма, которая оплачивала топливо, ремонт и налоги. Таксисты работали 24 часа и столько же потом отдыхали.

Во время войны правительство реквизировало все частные автомобили, однако после войны, когда машины отдали, таксомоторное дело опять наладилось. В период с 1925 по 1928 гг. количество такси в Риге выросло с 238 до 618. Правда, во время кризиса 1930-ых их количество снова сократилось и к 1939 году было только 394 таксомотора. Машины часто ломали конкуренты, поскольку поездка на такси была слишком дорогим удовольствием для среднестатистического человека, и клиентов было мало.

История такси в Риге:
Подробнее:  Александр Гурин, Газета Час

110 лет назад, в октябре 1901 года, в Риге была сделана первая попытка создать новый вид общественного транспорта: такси. Ныне дореволюционные такси вызывают удивление: они смело ездили по льду Даугавы, словно автобусы перевозили пассажиров по определенным маршрутам и даже… участвовали в автогонках.
24 октября 1901 года газета «Рижский вестник» сообщила: «Рижский купец Мигасевич ходатайствовал о сообщении между городом и предместьями автомобилей». Причем купец собирался выпустить на рижские улицы такси маршрутные: предполагалось, что из центра пассажиры станут ездить на Юглу, в Торнякалнс, на Саркандаугаву, а автобаза разместится в Засулауксе. Планов у Мигасевича было громадье: в перспективе он предполагал организовать автомобильные маршруты Рига — Двинск и даже Рига — Санкт-Петербург. Мол, есть желающие съездить в Питер на такси? Эх, прокачу!
Рижская дума, впрочем, лицензию купцу Мигасевичу не выдала. По совершенно абсурдной с нынешней точки зрения, но весьма веской причине: в Риге в то время не существовали правила уличного движения!
А ведь с автомобилями рижане уже были знакомы. Еще в 1896 году в городе появилась первая импортная машина, в 1899 году на рижской фабрике «Россия» был собран первый автомобиль местного производства. Но «самодвижущихся экипажей» было очень мало. И рижская горуправа не спешила разрабатывать правила дорожного движения.
Появились такие правила только в 1903 году. Вскоре был подан новый проект создания маршрутных такси. И вновь дума его отвергла: проектом копировались трамвайные маршруты, что, по мнению экспертов, могло осложнить движение по городу трамваев. Собственно, сама идея вывести на рижские улицы такси была в то время чистой воды авантюрой, ведь общественного транспорта в Риге в то время было видимо-невидимо. Уже ходили электрические трамваи, для любителей старины предлагались 11-местные омнибусы с красными занавесками на окнах и салонами, освещенными фонарем, запряженные быстрыми лошадьми. Через Даугаву летом перевозили лодочники, а зимой — специальные рикши. Из центра в Милгравис и Пардаугаву ходили пароходы. Любитель пошиковать мог арендовать настоящую карету. Главное же, еще в конце XIX столетия в Риге работали 1500 легковых извозчиков (в среднем по одному на несколько десятков семей). И не стоит думать, что автомобили ездили быстрее.

По правилам Рижской думы извозчик-лихач должен был возить пассажиров со скоростью как минимум 12 верст в час (чуть менее 13 километров), причем по просьбе клиента он мог гнать лошадей даже быстрее. А автомобиль по правилам Рижской думы во избежание ДТП не имел права превышать скорость 15 верст в час. Так что разница в скорости была очень невелика, а вот различие в цене поездки оказывалось существенным. И это никого не удивляло, ведь импортные машины стоили очень дорого, почти 10 тысяч рублей. (Сопоставим: бутылка хорошего пива стоила 5 копеек, одноквартирный дом без удобств на окраине Риги — 600- 700 рублей, за 50 копеек можно было пообедать в ресторане.)
Машина рассматривалась скорее как роскошь, чем как средство передвижения.
В общем, быть Риге без такси, если бы Евгений Фейтельберг не собрал первый в Риге таксопарк своими собственными руками. Человек он был удивительный: владелец первых такси, первый в Латвии авиапассажир. Последнее произошло так. Автору этих строк уже приходилось писать о гастролях в Лифляндии в 1911 году знаменитого российского летчика Сергея Уточкина. Напомним, авиатор проводил показательные полеты, за плату поднимал пассажиров в небо. Так вот организатором этого авиашоу был Фейтельберг. Он же стал первым пассажиром Уточкина, а также участником коллективного путешествия на аэроплане и автомобиле из столицы одной российской губернии в другую. Проведя гастроли в главном городе Курляндии Митаве, Уточкин полетел на своем аэроплане в Ригу. За ним на большой скорости, ничуть не отставая, гнал на машине «импрессарио» Фейтельберг: вдруг пилоту что-нибудь понадобится. Евгений как в воду глядел: в вышине было холодно, у Уточкина мерзли руки, он приземлился на дороге и спросил, нет ли у Фейтельберга перчаток. И они в июньский вечер нашлись у запасливого организатора полетов.
Развивать технический прогресс в Риге Фейтельберг начал еще в 1904 году, открыв торговый дом, продававший импортные автомобили. Они были слишком дороги, чтобы Фейтельберг мог позволить себе купить десяток и создать таксомоторную фирму. Евгений нашел нестандартное решение: в 1907 году своими руками собрал несколько машин из импортных деталей. С этого и началась история рижских такси.
Стоянка такси находилась неподалеку от оперного театра. Можно сказать, что клиенты таксомоторной фирмы Фейтельберга ездили на гоночных автомобилях: машины были столь хороши, что одну из них владелец, не боясь позора, выставил на автогонки.
Не исключено, что горожане в то время считали шиком использовать новейшие достижения научно-технического прогресса.
Как бы там ни было, такси, несмотря на высокий тариф, пользовались спросом, и очень скоро у Фейтельберга появились конкуренты.
Г. Талберг организовал в 1908 году весьма необычное зимнее маршрутное такси: рейс начинался в Старой Риге, автомобиль ехал по льду через Даугаву в направлении Агенскалнса, где в то время размещались крупный судостроительный завод и санная трасса для любителей спорта. И никто не боялся, что лед на Даугаве может не выдержать — о глобальном потеплении в Риге в то время еще не слышали.
В 1909 году существовал уже целый ряд маршрутов. К примеру, от Домской площади машины ехали к Рижскому порту, от Александровского моста (Воздушный мост у ВЭФа) — в Межапарк.
Что примечательно, желающий работать таксистом должен был сдать в полиции целых два экзамена: один — по вождению, а другой — на знание рижских улиц. Так что водитель не мог оправдаться, мол, долго возил по Риге иностранца исключительно из-за того, что выбрал неоптимальный маршрут. Кстати, контроль был таким, какой сейчас никому и не снился! Если пассажир сомневался, правильную ли сумму за проезд назвал таксист, он мог потребовать чек, и финансовая инспекция потом проверяла «не химичит» ли водитель: Рига дорожила своей репутацией и не желала, чтобы клиент оставался недовольным.

Латвия в составе СССР.

После Второй Мировой войны таксомоторное движение началось в 1949 году на 10 трофейных автомобилях DKW. Основанный в 1948 г. Рижский Таксопарк купил 40 «Побед».

Тарифы в советское время:

В черте города
1 км. — 2 руб.
За городом
1 км. — 2,50 руб.
Ожидание
5 мин. — 2 руб.

Такие цены людей устраивали. Позже тарифы изменились:

1 км. – 20 коп.
Посадка – 20 коп.
Ожидание: 1 час – 2 руб.

В 1987 году в Риге было позволено создавать частные таксомоторные кооперативы.

Грузовое такси впервые выехало на улицы столицы ЛССР в 1950 году, позже эту отрасль у Риж. Таксопарка переняло 13. автотранспортное предприятие. В 1953 году их было 30, в 1986 году — уже 120 грузовых такси.

После восстановления независимости количество легковых такси вновь превысило спрос на них.

Сейчас в «Ригас Таксометру Парке» около 200 автомобилей марки: FORD S MAX. и 10 —  Рено Мегана – Скеник; красного цвета. 2006 года

Тарифы:
Посадка – 1 лат.
1 км. – 35 сантим.
Ожидание: — 1 час – 4 лата.
Тариф из аэропорта:
Посадка: 1,50 см.
1 км – 50 сантим.

ТАРИФ С ДЕКАБРЯ 2007 года.

1 км.-45 сантим.

посадка — 1,20 сантим.

ожидание — 6 лат в час.

ТАРИФ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ.

Посадка — 1,50 сантим.

1 км — 50 сантим.

Ожидание — 6 лат в час.

ТАРИФ с 1 января 2014 года

Посадка — 1,71 евро

1 км. — 0,64 евро

Ожидание — 13 цен. в мин.

ИСТОРИЯ ТАКСИ В ФОТОГРАФИЯХ.

image001

istorija-taksi

зис 110

ЗИС 110

imagemagic1

ГАЗ-21

1211390899_taksi

ГАЗ 24

gaz

ГАЗ 24 такси

reno_21

РЕНО 21

4100

Москвич 412

taxi2

Рено скеник

ford s-max 

FORD S MAX

3

 1

2 

staro riga

Staro Riga

В 2013 году у Рижского  таксомоторного парка  юбилей – ему исполняется 65 лет. Большая часть этих лет пришлась на советский период – самый интересный для такси.

Показать этапы развития таксомоторных перевозок в нашем городе мы смогли лишь в той мере, в какой удалось собрать воспоминания участников и очевидцев, исторические справки, фото и кино материалы и архивные документы.

Ждём новых материалов,воспоминаний, фото на электронную почту:

GALAKSIJ@INBOX.LV

Реклама